Карточки для работы в группе
по теме "Диалог" для 1 класса
по теме "Диалог" для 1 класса
Кабанова Марина Евгеньевна
Условия эффективного диалога1.Признание права существования иного мнения;
Свободный обмен мнениями, умение отстаивать свою позицию корректно.
2 Открытость.
Требуется не только осознание своей позиции, но и желание открыть свои внутренние смыслы другим людям
3. Сохранение своего «я» и сочувствие, соучастие к другому.
Проявление различия между людьми, их индивидуальности способствует пониманию друг друга.
4. Создание эмоциональной обстановки, способствующей открытию человеком самого себя.
5.Ребёнок должен владеть определённым объёмом знаний.
6.Соблюдение правил диалога всеми его участниками.
7.Главная роль должна принадлежать инициатору обсуждения, в начальных классах, как правило, это учитель. Задача педагога – найти способ организации процесса осуждения, реализовать замысел урока, но и сохранить свой авторитет в глазах учеников. Это условие хорошо выполняется на интегрированных уроках.
8. Диалог требует от учителя заинтересованного отношения ко всем учащимся. Однако, не следует оставлять без внимания явные противоречия, нелогичность рассуждений, а также неаргументированность и необоснованность мнения. Педагог должен прояснить содержание высказывания с помощью наводящих вопросов, тактичных реплик или перенаправить проблему к классу.
Условия, тормозящие организацию диалога.
1. Категоричность учителя, демонстрация себя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке, навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке. Большое количество замечаний по поведению.
2.Отсутствие одобрения по отношению к мнению ребёнка.
3.Неумение учителя быть хорошим слушателем.
4.Неудачно выбранная проблема для данного возраста, недостаточные фактические знания.
Приёмы организации вхождения в диалог.
Вхождение в диалог в начальных классах вызывает определённые затруднения. Младшим школьникам необходимо предварительное объяснение вопроса, проблемы, ситуации. Поэтому особое значение нужно уделить вводной части урока: выявить имеющиеся у детей знания по данной проблеме, в случае необходимости ввести новую информацию, а также пробудить интерес к предмету обсуждения.
Для вхождения в диалог можно применить несколько приёмов:
- Предварительное обсуждение в небольших группах;
- Сообщение ученика перед классом, раскрывающим суть проблемы;
- Краткий предварительный опрос;
- Ролевые игры, инсценировки;
- Иллюстративный материал (диафильмы, фото- и кинофрагменты, аудиозаписи).
После формулировки проблемы необходимо выдержать паузу, чтобы не мешать детям думать, принимать решение.